История банкротства в России начинается с далекого 11 века. Именно тогда в сборнике правовых норм Киевской Руси «Русская Правда» появились первые упоминания и нормы, регулирующие финансовые взаимоотношения должника и кредитора.
Также правовые нормы о банкротстве позже были закреплены и в других источниках: Псковской Судной грамоте (1467 г.), Судебнике (1497) г., Судебнике (1550 г); Соборном уложении (1649 г.).
Интересным фактом является то, что в те времена процедура банкротства должника предполагала одновременно его уголовное преследование, то есть специальные государственные должностные лица проводили уголовное расследование, по результатам которого к должнику применялось уголовное наказание, так как автоматически считалось, что если должник не вернул деньги кредитору, значит он сделал это злонамеренно.
То есть банкротство в дореволюционной России всегда рассматривалось как преступление. Только с течением времени, в конце 18 – начале 19 века, институт банкротства вышел на новый уровень. С развитием торговли в эпоху Петра I, его европейскими реформами, возникла необходимость применения нового подхода к институту банкротства.
Теперь банкротство должника не означало автоматическое открытие в отношении него уголовного преследования и признание его виновным, а, наоборот, законодательство определяло разные меры воздействия в зависимости от причин возникновения банкротства: «несчастное», «неосторожное», «злостное» банкротство. В 19 веке развитие производственных сил, изменение содержания централизации и концентрации производства и капитала, а также появление крупных монополий потребовали адекватного реформирования законодательства о несостоятельности. Тем не менее, процедура конкурсного производства была невыгодна, по той причине, что получаемая при реализации всего имущества крупного должника стоимость была всегда значительно меньше прибыли «работающего» бизнеса.
Нормы о банкротстве в эту пору были заложены, например, таких в нормативно-правовых актах, как Указ о порядке удовлетворения долгов несостоятельных купцов — золотопромышленников от 6 марта 1858 г., Правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой в новых судебных установлениях 1868 г., Правила о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита от 22 июня 1884 г.
В конце 19 — начале 20 в. готовилась серьезная реформа законодательства о банкротстве, были разработаны проекты нового Устава, один из которых, составленный сенатором Н. А. Туром, являлся весьма обширным и интересным. Однако, задуманной реформе так и не удалось осуществиться вследствие смены государственного строя — власти С оветов.
После отмены частной собственности актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. В период НЭПа судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из устава 1832 года. С 1922 года нормы правового регулирования несостоятельности отражались в отдельных главах Гражданского кодекса и Гражданско-процессуального кодекса РФ.
По мере установления монополии государственной собственности институт банкротства перестал быть актуальным правовым явлением. В начале 60-х годов общие нормы о банкротстве были исключены из законодательства. Государство не признавало этот институт, считая его чужеродным для советской экономики. Далее, после развала СССР, с появлением в России рыночной экономики, развитием предпринимательской деятельности и частной собственности возникла необходимость возрождения института банкротства в новых экономических условиях. Первый законодательный акт, посвященный проблеме банкротства, был Указ Президента РФ № 623 (от 06 июня 1992 года) «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Он действовал до принятия в ноябре 1992 года закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». При этом отдельные нормы этого закона, связанные с процедурой банкротства, уточнялись в многочисленных нормативных документах: Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, распоряжениях Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
8 января 1998 года был принят второй Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ. Период 1990-х годов характеризуется сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации. Институт банкротства в России использовался либо как способ перераспределения (захвата, удержания, приватизации) собственности, либо как способ политического и экономического давления на предприятия со стороны государства. По оценкам Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), каждое пятое банкротство имело признаки преступных преднамеренных действий. Со всей очевидностью необходимо было признать неэффективность законодательства о банкротстве и потребность внесения качественных изменений его положений.
Учитывая практический опыт применения предыдущих законов о несостоятельности (банкротстве) 1992г. и 1998г., принятый в октябре 2002 г. третий Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ был направлен на оздоровление экономики.
Ну а возможность банкротства физических лиц в России появилась с октября 2015 г., с чем мы глубоко поздравляем всех Россиян!